Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Его работы в живописи, скульптуре и архитектуре оказали огромное влияние на искусство и культуру. Вот десять удивительных и интересных фактов о Микеланджело, которые помогут лучше понять его гениальность и вклад в мировое искусство.
1. Многогранный Мастер
Микеланджело был одновременно выдающимся скульптором, художником, архитектором и поэтом. Его работы в каждой из этих областей считаются шедеврами. Среди его самых известных произведений – статуя Давида, фрески в Сикстинской капелле и купол собора Святого Петра в Ватикане. Около 300-500 его стихотворений сохранились до наших дней как свидетельство его творческих способностей. По оценкам, за свою жизнь он написал несколько сотен сонетов и мадригалов.
Главной темой его литературных произведений была романтика. Кроме того, он затрагивал вопрос старения. В своих стихах он даже упоминал свои проблемы с гиперактивным мочевым пузырем! Ни одно из стихотворений или сонетов Микеланджело не было официально опубликовано при его жизни. Тем не менее, некоторые его работы все же попадали в оборот и пользовались большой популярностью среди литераторов XVI века.
2. Статуя Давида
Статуя Давида – одно из самых известных произведений Микеланджело, созданное из цельного куска мрамора. Интересно, что этот мраморный блок, из которого была вырезана статуя, ранее считался испорченным и непригодным для использования. Микеланджело увидел в нем потенциал и создал шедевр, который стал символом человеческой силы и красоты. Этот кусок был добыт в карьере, а затем оставлен там примерно на 40 лет, прежде чем Микеланджело попал в его руки. Плита уже имела следы долота и имела шероховатую поверхность из-за десятилетий воздействия непогоды.
Это не помешало Микеланджело вырезать из него статую Давида высотой 17 футов (5,18 метра). Он начал свой трехлетний проект по созданию статуи Давида 13 сентября 1501 года. К сожалению, недавний анализ Давида показал более быстрое разрушение, чем другие мраморные статуи того же возраста. Считается, что изначально низкое качество мрамора привело к ограничению его долговечности.
3. Сикстинская Капелла
Микеланджело работал над фресками на потолке Сикстинской капеллы более четырех лет, с 1508 по 1512 годы. Он выполнял эту работу, лежа на спине на лесах, что было невероятно физически тяжело. Результатом стала одна из величайших серий фресок в истории искусства, включающая знаменитую сцену «Сотворение Адама».
Интересно, что когда Микеланджело поручили расписать внутренние стены Сикстинской капеллы, он уже был известен своими работами в скульптуре. Он пробовал себя в живописи, но это не было его специализацией. Папа Юлий выбрал Микеланджело, потому что другой художник эпохи Возрождения рекомендовал его. Рафаэль увидел возможность навредить карьере Микеланджело, предложив его кандидатуру. Зная, что живопись не была его основной областью, Рафаэль предложил Микеланджело как подходящего кандидата, надеясь, что это приведет к катастрофе и погубит карьеру Микеланджело как художника. Изначально Папа выбрал Рафаэля для выполнения этой работы, но тот подставил Микеланджело. Микеланджело понимал, что это будет сложной задачей, и сначала колебался, принимая предложение. В конечном итоге он принял его, и создание шедевра заняло четыре года.
4. Укрепление Флоренции
Страстно любящий свой родной город, Микеланджело однажды получил возможность разработать укрепления города Флоренции. В 1527 году правящая семья Медичи была изгнана, и власть взяло на себя республиканское правительство. Микеланджело предложили должность директора городских укреплений. Он создал эскизы для городских стен и изучал другие города Италии для вдохновения. В то время это было спорным, так как Микеланджело работал на Медичи Папу Климента VII, но открыто поддерживал и содействовал республиканскому правлению.Папа Климент VII мог бы казнить Микеланджело за его действия, но вместо этого простил его за этот акт предательства и даже снова нанял его.
5. Архитектурные Достижения
Микеланджело был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Ватикане в 1546 году. Его дизайн купола собора, завершенный после его смерти, стал одним из самых узнаваемых архитектурных элементов в мире. Купол считается шедевром архитектуры и символом Рима. Микеланджело ввел множество новаторских решений в конструкции купола, что позволило достичь великолепного сочетания прочности и красоты. Этот проект потребовал огромного мастерства и тщательной инженерной работы, что подчеркнуло гениальность Микеланджело как архитектора. До сих пор купол собора Святого Петра вдохновляет архитекторов и художников по всему миру, служа примером исключительного мастерства и креативности. Завершение купола стало знаковым событием в истории архитектуры, символизируя вершину эпохи Возрождения.
6. Подпись Микеланджело
Микеланджело подписал своей письменной подписью только одно произведение искусства. Это была «Пьета», его первый скульптурный шедевр. Работа была настолько хороша, что люди не верили, что она принадлежит такому молодому художнику, поэтому он выгравировал свое имя на поясе Девы Марии. С этого момента его «подписью» в живописи стало изображение самого себя в шедевре.
Самый известный автопортрет находится на фреске «Страшный суд», которая находится на стене Сикстинской капеллы. Автопортрет Микеланджело представлен в виде его собственной содранной кожи, которую держит Святой Варфоломей.
7. Никогда не был женат
Мало что известно о личной жизни Микеланджело, но одно можно сказать точно: он писал любовные письма и сонеты. Выяснилось, что большинство его страстных любовных стихов были написаны молодым людям. Томмазо де Кавальери получил множество романтических записок от Микеланджело, и, похоже, он испытывал к нему чувства. Позднее в жизни Микеланджело стал писать сонеты Виттории Колонне, вдове. Колонна также была поэтессой, и, похоже, за годы у них развилась романтическая дружба, в рамках которой они вместе писали сонеты.
8. Уникальные Подходы
Микеланджело предпочитал работать один, редко привлекая помощников. Это было необычно для того времени, когда крупные проекты часто выполнялись коллективом мастеров. Микеланджело верил, что только он сам может воплотить свои творческие идеи в полной мере. Его настойчивость и требовательность к деталям позволили ему создавать работы, которые отличались исключительной точностью и выразительностью. Этот подход также означал, что процесс создания был медленнее, но качество произведений компенсировало затраченные усилия. Даже самые крупные и сложные проекты, такие как фрески Сикстинской капеллы, были выполнены практически полностью его собственными руками, что подчеркивает его выдающееся мастерство и преданность своему искусству.
9. Жил скромно
Несмотря на свое богатство и признание, Микеланджело вел скромный образ жизни. Он избегал роскоши и жил довольно аскетично. Это позволило ему сосредоточиться на своей работе и творчестве, не отвлекаясь на светские заботы.
Однажды он сказал своему ученику Кондиви: «Как бы богат я ни был, я всегда жил как бедняк». Микеланджело говорил, что ел потому, что это было необходимо, и не находил радости в еде или питье. Его биограф Паоло Джовио однажды сказал: «Его натура была настолько грубой и неотесанной, что его домашние привычки были невероятно убогими и лишали потомство любых учеников, которые могли бы последовать за ним». Говорят, что Микеланджело иногда спал в своей одежде и обуви.
10. Работа до Последнего Дня
Микеланджело продолжал работать до самой смерти в возрасте 88 лет. Его последней работой была скульптура «Пьета Ронданини», которую он не успел завершить. Эта скульптура показывает его неизменное стремление к совершенству и бесконечное желание творить.
Микеланджело был трудолюбивым человеком и страстно увлекался своим искусством. Это означало, что даже когда он стал слишком слаб, чтобы работать на месте, он продолжал управлять и контролировать проекты, которые выполнялись под его именем. Неудивительно, что благодаря своему усердию он умер богатым человеком. Его биография свидетельствует о том, что он был доволен простой жизнью и продолжал работать из дома до самой смерти. Он родился 6 марта 1475 года и умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет, что было очень много для того времени. Когда Микеланджело умер, его состояние оценивалось в 50 000 флоринов. Сегодня это эквивалентно примерно 35 миллионам долларов.
Вклад Микеланджело в искусство и архитектуру невозможно переоценить. Его работы вдохновляли и продолжают вдохновлять художников, скульпторов и архитекторов на протяжении веков. Микеланджело оставил неизгладимый след в истории искусства, и его имя стало синонимом гениальности и мастерства.
Микеланджело Буонарроти был человеком исключительных талантов и неиссякаемой энергии. Его работы являются одними из величайших достижений в истории человечества, и его наследие продолжает жить в сердцах и умах людей по всему миру.